30 травня 1944 року: оновлення шару

Аерофотознімки 40-х в більшості будуть публікуватися серіями, тобто в одному шарі буде як мінімум два знімка. Щоб ви розуміли, як це буде виглядати, я прив’язав другий знімок з серії 30 травня 1944 року. Ці серії можуть виглядати по-різному – бувають з невеликими нахлестами (ми з Сергієм Чигвінцевим намагалися вибрати знімки таким чином, щоб нахлест був не більше ніж 25%), а бувають з розривами. Зараз, як бачите, є невеликий нахлест:

Додано аерофотознімок №10790/337, який покриває промзону заводу Петровського, пр. Івана Мазепи (Петровського). На знімку ми можемо бачити, що руйнування в цьому районі не дуже великі – будівлі на той час вже були відновлені або ж зовсім вціліли під час війни:

30 травня 1944 року

Звичайно ж, руйнування в цій зоні присутні. З найвідоміших будівель, які сильно пошкоджені, можна виділити Палац Профілактики:

30 травня 1944 року

До речі, з боку Палац тоді виглядав ось так:

Перейти до перегляду знімка

33 коментарі до “30 травня 1944 року: оновлення шару

  1. Олексій Адамчик

    Принагідно висловлюю щиру подяку авторам і іншим причетним особам за створення цього сайта і оприлюднення знімків і вітаю їх з новою віхою в житті!
    Але я б сказав, що руйнувань тут навіть забагато. Причому, схоже, що тут є руйнування як 1941, так і 1943 року – що тут за бої такі були? Хоча знаємо, що принаймні в будинку прокатника і, мабуть, поруч із ним були військовий об’єкти.
    По гарячих слідах перегляду нового знімка: 1)трамвайний тупик “Заводи” – це ДЗМУ (дані вікіпедії підтверджуються); 2)повертаючись до наших вишукувань щодо німецьких кінохронік, то підтверджуються здогадки від 19.01 – великий будинок з балконами – це будинок на вул. Кам’янській на самому краю нового знімка, одні й ті самі вікна на будинку поруч виділено червоним на двох скріншотах; 3) ну і, виходячи з цього, отримуємо, що виділене синім – це кінець проспекта Петровського (І. Мазепи), а продовжуючи цю думку, доходжу висновку, що будинок з виділеними вікнами – це і нині існуючий Кам’янська, 38, і він пережив війну

      Цитувати

  2. МТ

    Добрый день. Обнаружил на карте 1965 года. Часть поселка “Новый” между “Западным” и районом “Петровского” . Был целый похоже жилой квартал, которого уже нет на современных картах. На карте от 20 ноября 1943 года его еще не было. Интересно, что послужило причиной исчезновения целого квартала? Оползневая зона, или планировалась какая-нибудь другая нереализованная застройка.

      Цитувати

  3. Олексій Адамчик

    МТ:
    Добрый день. Обнаружил на карте 1965 года. Часть поселка “Новый” между “Западным” и районом “Петровского” . Был целый похоже жилой квартал, которого уже нет на современных картах. На карте от 20 ноября 1943 года его еще не было. Интересно, что послужило причиной исчезновения целого квартала? Оползневая зона, или планировалась какая-нибудь другая б бнереализованная застройка.

    Хочу приєднатися до цікавості з цього питання. Справді, квартал буквально стерто з лиця землі. Припустимо, це – бараки. Ну не знищували ж їх в інших місцях. Дуже цікаво, що це тут було і навіщо його так капітально знесли?
    (Туманно пригадуючи походеньки в тих місцях (десь, мабуть, на рубежі 90-х – 2000- х), я б сказав, що на місцевості якісь руїни там все ж залишились, але враження про масштаб зруйнованого цілого кварталу якось не відклалося).

      Цитувати

  4. Олексій Адамчик

    Причому, до 1965 року воно дожило.
    Є такі фотографії. Важкувато уявити, що ж це таке. Хоча, я думаю, хто поближче мешкає, ті знають , що там було.

      Цитувати

  5. Артем Костюк Автор публікації

    Олексій Адамчик:
    Причому, до 1965 року воно дожило.
    Є такі фотографії. Важкувато уявити, що ж це таке. Хоча, я думаю, хто поближче мешкає, ті знають , що там було.

    Ось відповідь: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1840064072779520&type=3

    Недобудована будівля нового заводоуправління

      Цитувати

  6. Олексій Адамчик

    Ого!!! Найщиріша подяка!

      Цитувати

  7. Олексій Адамчик

    Ні, до ДЗМУ там вдосталь найрізноманітніших трамваїв.
    Але щодо колії (чи колій, чи трикутника, чи що воно там було?). Так!!! Підтверджується!!! Є на фотогафії з землі!!! http://artkostyuk.com/history-dnepr/vosstanovlenie-dnepropetrovska-1943-1949.html. Вважаю черговою сенсацією!!! Дуже дякую!!! Скільки ми ще не знаємо, але дізнаємось!!! (Якщо навіть провід і не контактний, то рейки однозначно є!).

      Цитувати

  8. Олексій Адамчик

    Ні, ну як все-таки поталанило, що трамвай саме в цей момент зайшов на той поворот! Дякуємо Борису Гарькавому! Без трамвая мабуть, якщо хтось і розгледів би колії – не повірив би.

      Цитувати

  9. Сергей Мушенок

    Да, вот это находка с трамваем. Это ж сколько нас ждет еще открытий больших и малых при добавлении новых снимков. Ведь с фотофиксацией не поспоришь. Куда поворачивал трамвай понятно, а вот откуда он приехал, как шли дальше рельсы, где заканчивались, вот это вопрос. Буду в тех краях, посмотрю, остались ли какие следы от трамвайной линии.
    Увидел еще на снимке, что в то время проспекты Петровского и Калинина не соединялись, почти все пространство, где сейчас идет дорога, занимал теперешний сквер Металлургов. Может с этим как то связана эта ветка мимо 36 школы? Возможно она была служебная и трамвай с Петровского мог попасть на Калинина таким образом?
    Кстати заметил, что 36 школа и Дворец Профилактики были разрушены в войну и потом восстановлены, причем в первоначальном виде, насколько я понимаю. Здание школы до сих пор радует глаз. А вот дворцу повезло гораздо меньше. Восстановят ли его во второй раз, большой вопрос.

      Цитувати

  10. Сергей Мушенок

    Алексей, по поводу этих двух домов на Каменской из немецкой кинохроники, вроде видел, что вы уже где-то отписывались, сейчас не могу найти. Т.е. вы были абсолютно правы в предположении, и это они на АФ 30.05.44? Были разрушены, не восстанавливались, на их месте сейчас другие дома.
    https://oldmaps.dp.ua/#18/48.46206/34.96868

      Цитувати

  11. Олексій Адамчик

    Будинок з балконами з кінохроніки – це клітка, на яку Ви навели хрест, а щодо будинка без балконів – то я доходжу висновку, що це існуючий Кам’янська, 38.

    А проїзд “крізь сквер” з просп. Петровського, на мою думку, з’явився у другій половині 70-х.
    Принагідно згадаємо з’єднання просп. Калініна і вул. Маяковського – це я вже пам’ятаю, як його не було. Здається, цю ділянку “прорубали” ближче до середини 80-х. Виправте, будь-ласка, хто пам’ятає коли це було.

      Цитувати

  12. Сергей Мушенок

    Олексій Адамчик:
    Принагідно згадаємо з’єднання просп. Калініна і вул. Маяковського – це я вже пам’ятаю, як його не було. Здається, цю ділянку “прорубали” ближче до середини 80-х. Виправте, будь-ласка, хто пам’ятає коли це було.

    Получается на ж/м Западный попасть можно было только по Маяковского?, Т.к. даже на снимке 65 г. еще не вижу виадука возле ДЗМО. Хотя можно было наверное свернуть с Калинина на Маяковского в нескольких местах.
    Еще один момент заметил, связанный с этим районом. На снимке 44 г. и даже вроде бы 65г. виден переезд с Маяковского через жд пути на ул. Деревлянскую в районе пл.184 км. Хотя тогда и платформы то еще не было.
    https://oldmaps.dp.ua/?leftmap=300544#18/48.47612/34.95860

      Цитувати

  13. МТ

    Добрый день.
    Касательно ж/м Западный есть предположение, что в свое время хотели сделать заезд с ул. Киевской и выполнили два «задела» со стороны Западного и с ул. Киевской во встречном направлении. В генпланах развития города я такого заезда не встречал. (Была только дорога с Киевской на Кайдацкий мост). Сейчас эти две дороги соединяет тропинка с довольно, крутыми подъемами в низу балки.
    По поводу исчезнувшего микрорайона, о котором писал выше, попалась одна статья: http://dv-gazeta.info/old/1/vesna-tjanet-za-soboj-opolzni.html . В ней было одно предложение, что в конце 70-х оползень разрушил около десятка домов.

      Цитувати

  14. Сергей Мушенок

    >>В шестидесятых годах ХХ века была выдвинута и начала осуществляться идея т.н. Большого кольца вокруг центра Днепропетровска или Проспекта Ильича. Из всего кольца удалось построить только несколько кварталов в районе проспекта Кирова (см. статью в №44 от 9 ноября 2005г. или сайт realnest.com.ua). Но часть перспективных проектов развивали дальше, исходя из того, что проспект Ильича все-таки будет построен. Так вот, восточная ветка проспекта Ильича должна была пересечь Рыбальскую и Аптекарскую балки, проспект Петровского, дойти до нынешнего жилмассива Западный, а дальше сойти по эстакаде вниз к Днепру и выйти на Кайдакский мост, который, соорудили как часть этого проекта. Однако полностью этот грандиозный проект эпохи социализма, к сожалению, реализован не был, и построенный в спешке жилмассив Западный остался “сам по себе”, без удобных подходов с соседних холмов.

    https://gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=187

    Т.е. насколько я понял, в отличие от теперешнего проекта объездной, Западный и Петровского должна была соединять полноценная дорога, которая так и просится действительно для кратчайшего пути, а не эстакада, которая, я так понимаю, будет идти без съездов к Западному.

      Цитувати

  15. Сергей Мушенок

    Что касается пропавшей части поселка Новый, я также думаю, что там скорее всего причина оползень.

      Цитувати

  16. Сергей Мушенок

    Неудобно как получилось, слона то я и не приметил, искал сообщение Алексея Адамчика по поводу домов на Каменской, а оно здесь, первое в теме). Нужно было меня тыцнуть в него просто, а вы терпеливо продублировали, еще раз спасибо.

      Цитувати

  17. Сергей Мушенок

    По поводу трамвая на углу Юношеской и Калинина. Просматривая карты и схемы, набрел у себя на вот такую интересную. Скорее всего взял ее у Александра Волока, точно уже не помню. Так вот, кажется эта ветка на ней есть. Не совсем понятно, что означают линии помеченные одним и двумя штрихами, возможно узкоколейки и с широкой колеей, либо электрифицированные и неэлектрофицированные участки. Схема 1950 гг.

      Цитувати

  18. Сергей Мушенок

    Присмотрелся внимательнее, на схеме скорее всего ошибка, что меня и ввело в заблуждение, то что названо станцией Горяиново, скорее всего пл. 184 км напротив ДЗМО. Поэтому это не та ветка, тем более на схеме я так понял жд пути, а не трамвайные.

      Цитувати

  19. Олексій Адамчик

    Штрихи – кількість колій.
    На цій схемі і Горяїнове, і Діївку, і Лоцманську перенесено на найближчі платформи. Зв’язок Першої Чечелівки з просп. Будьонного – звідки можна було таке вигадати?. Але вона цікава віткою на Транспортний ін-т (див. artkostyuk.com), від якої відходить ще й кудись у Червоноповстанську балку – швидше за все, такого все ж таки не було.

      Цитувати

  20. Сергей Мушенок

    Понятно, спасибо, то что нужно.

      Цитувати

  21. Артем Костюк Автор публікації

    Сергей Мушенок:
    Понятно, спасибо, то что нужно.

    не сильно удобно, как по мне. Но старый плагин, который стоит на моем блоге, почему-то уже не поддерживается, а его реинкарнация имеет много лишних функций

      Цитувати

  22. Артем Костюк Автор публікації

    Олексій Адамчик: Хочу приєднатися до цікавостіз цього питання. Справді, квартал буквально стерто з лиця землі. Припустимо, це – бараки. Ну не знищували ж їх в інших місцях. Дуже цікаво, що це тут було і навіщо його так капітально знесли?
    (Туманно пригадуючи походеньки в тих місцях (десь, мабуть, на рубежі 90-х – 2000- х), я б сказав, що на місцевості якісь руїни там все ж залишились, але враження про масштаб зруйнованого цілого кварталу якось не відклалося).

    ще одне можливе підтвердження, що це був зсув (5 сторінка перший абзац): http://ir.nmu.org.ua/bitstream/handle/123456789/146682/CD462.pdf?sequence=1&isAllowed=y

    …тоді будинки на дні балки побудували вже після зсуву?

      Цитувати

  23. Сергей Мушенок

    Олексій Адамчик:
    Ні, до ДЗМУ там вдосталь найрізноманітніших трамваїв.
    Але щодо колії (чи колій, чи трикутника, чи що воно там було?). Так!!! Підтверджується!!! Є на фотогафії з землі!!! http://artkostyuk.com/history-dnepr/vosstanovlenie-dnepropetrovska-1943-1949.html. Вважаю черговою сенсацією!!! Дуже дякую!!! Скільки ми ще не знаємо, але дізнаємось!!! (Якщо навіть провід і не контактний, то рейки однозначно є!).

    Был я сегодня на Юношеской, прошелся по улице. Если там и был трамвай в те годы, то сейчас на это ничего не указывает. Ни следа не осталось. Плюс улица заканчивается фактически тупиком.

      Цитувати

  24. Артем Костюк Автор публікації

    а я был на месте того микрорайона. Описал в Телеграме:
    http://artkostyuk.com/telegram#journalist-broadcast-post-1954430517

    фотографии по ссылке

    Микрорайон был построен сразу после войны и состоял в основном из деревянных барак без удобств, хотя было и несколько капитальных двухэтажных домов (их видно на снимке: https://oldmaps.dp.ua/?leftmap=41065#18/48.45925/34.95351)

    Большого оползня тут не было, хотя склон деформируется и было несколько локальных подвижек. Причиной исчезновения посёлка был банальный снос в конце 70х – начале 80х, когда появилась возможность расселить людей из домов без удобств и освободить территорию под будущие застройки. Местные как раз говорят, что в 80х в этом месте должны были построить новый жилмассив, но так и не начали (я ничего не слышал об этом жилмассиве).

    До недавнего времени тут еще находился последний из нескольких кирпичных двухэтажных домов – он сгорел, его остатки еще видны среди зарослей. Так же ещё видны остатки улиц с мощёными дорогами и фрагментами бордюров

      Цитувати

  25. Олексій Адамчик

    Вагони простояли на одному місці з 20 серпня 1941 як мінімум до 30 травня 1944. Приросли вони там чи що?
    Мало того, 6.04.1941 літак-розвідник застав трамвай за 20 метрів від цього ж місця. О кіно!

      Цитувати

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *